Свв.Кирилл и Мефодий
Святые Кирилл и Мефодий, просветители славян.
Кирилл и Мефодий были родные братья, происходили от солунского вельможи Кирилла (до монашества Константин) воспитывался при константинопольском дворе вместе с малолетним императором Михаилом III (855 – 867); у знаменитого Фотия он учился словестным наукам и логике, потом слушал философские и математические науки и наконец вступил в духовное звание, был библиотекарем и исправлял должность учителя философии. Мефодий после домашнего воспитания поступил на военную службу и несколько лет был правителем в одной славяногреческой области, а потом оставил свет и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах. В 858 году император отправил обоих братьев для проповеди слова Божия хазарам, они отплыли на корабле в Херсонес, сопредельный с хазарскою областью, и оставались там на некоторое время для изучения языка хазарского; здесь же Кирилл изучал и жидовские книги для прения о вере.
Самарянин, живший по соседству со святыми братьями, принес свои книги Кириллу, желая испытать его мудрость; блаженный, хотя и не мог разуметь их, но уповая на Бога, заключился в своей храмине, и, став на молитву испросил у Господа дух ведения языков, данный некогда апостолам, после чего свободно начал читать самарянские книги; изумился самарянин, видя это чудо, и воскликнул: «Воистину, верующие во Христа приемлют и благодать Святого Духа!» после чего вскоре крестился.
В Херсонесе св. Кирилл нашел Евангелие и Псалтирь, русскими письменами написанные, и нашелся человек, знающий русский язык, через которого св. философ познакомился с русскою азбукою и, сотворил молитву к Богу, начал, к удивлению многих, свободно читать и изъяснять русские книги. Еще будучи в Царьграде, св. Кирилл слышал о мощах священномученика Климента, епископа Римского, сокрытых издавна на дне морском; по молитве св. Кирилла и епископа Херсонесского Георгия мощи св. Климента были обретены и с честью положены в церкви 12 апостолов в Херсонесе; часть мощей св. братья получили себе в благословение для чествования вне Тавриды.
Между тем воевода хазарский окружил Херсонес своими полчищами, и гражданам угрожала большая опасность; тронутый их мольбами, св. Кирилл отправился во вражий стан и своею проповедью обратил хазарского князя ко Христу. На обратном пути святого из стана, напали на него дикие угры, покушаясь убить, но святой нисколько не устрашился их и не прерывал своей молитвы; изумились угры спокойствию человека Божия, начали ему кланяться и просить прощения.
В Херсонесе однажды вечером святые братья были у архиепископа, и св. Кирилл обратился к нему с просьбою: «Помолись, отче, обо мне, как бы мог молиться обо мне родной отец». Некоторым из присутствовавших там слова святого показались странны, тогда спросили его наедине, почему он предложил просьбу в таких выражениях, на что Кирилл отвечал: «Завтра утром архиепископ оставит нас и отойдет ко Господу». Предсказание святого сбылось, архиепископ наутро скончался. Из Херсонеса святые братья, сев на корабль, отплыли на Меотийское озеро, в пределы хазар, где были приняты с великою честью и имели препирательство о вере с хазарскими мудрецами.
На обратном пути от хазар шли по южному берегу Тавриды и дорогою узнали, что жители города Фуллы суеверно чтут большой дуб, сросшийся с черешнею, и совершают пред ним жертвоприношения; тогда философ отправился к жителям Фуллы, увещевал их оставить обычай неразумного чествования, представляя пример, что греки кланялись лучшим тварям, небу и земле, и за то пошли в вечную муку; тогда жители вразумились мудрыми речами святого и в его присутствии срубили дерево и с корнем сожгли.
По возвращении в Константинополь из этой миссии братья были посланы для той же цели к славянам в Моравию, где составили славянскую азбуку, перевели книги Св. Писания и научали народ Христовой вере на славянском языке, на котором совершали и богослужение, что не было приятно ни немецким епископам, ни епископу Римскому Николаю, который потребовал Кирилла и Мефодия в Рим; тогда они отправились к епископу Римскому с частью мощей св. Климента, но не застали Николая в живых; новый епископ, Адриан II, принял их благосклонно и одобрил службу славянскую: часть же мощей св. Климента была торжественно встречена папою Адрианом со всем духовенством и гражданами Рима, потом положена в Риме в церкви св. Марии.
Св. Кирилл скончался схимонахом в Риме на 42 году жизни 14 февраля 869 года, погребен в храме св. Климента, а Мефодий возвратился к славянам; возникшие междоусобицы в Моравии заставили его со своими учениками удалиться в Паннонию; паннонский князь Коцел принял св. Меофодия весьма благосклонно и испросил ему от епископа римского сан архиепископа Паннонского. Немецкие епископы, желая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Адриану, что не исповедует он происхождения св. Духа «и от Сына» и распространяет славянскую службу. Адриан, запретив славянское богослужение, вызвал св. проповедника в Рим. Мефодий явился и, оправданный на римском соборе, возвратился с прежними правами в Моравию, где скончался среди апостольских трудов 6 апреля 885 года. Церковь совершает память свв. Кирилла и Мефодия 14 февраля и 11 мая.
Кирилл подобием: стар, сед вельми, брада ака Василия Кесарийского, на концы подвоилась, риза крестечная, исподняя санкирная, во омофоре, в руках Евангелие. Ризы преподобнические и в схиме, в руках книга разогнутая, а в ней написана русская азбука: А, Б, В, Г, Д и прочие.
Мефодий подобием: власы седы, брада долга, аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие.