
Май 2009 года
Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские

Оглавление
Идите и научите все народы 2
Церковные вести 3
Листок календаря 4
Христос пришел ко всем 5
«Служу Отечеству и Православной вере!» 6
Пасху радостно встречаем! 7
Идите и научите все народы
2
4 мая — память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День славянской письменности и культуры. История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X–XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их смерти.
Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах.
Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий, находясь в военном звании, был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).
Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа.
Отправляясь к хазарам для евангельской проповеди, братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Кирилл составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.
После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском.
Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки.». Немецкие епископы были посрамлены. Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Святитель Мефодий в последние годы своей жизни перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском.
^ Церковные вести
9
мая, в День Победы, на стадионе «Спартак», к ветеранам со словами поздравления обратился протоиерей Владимир Андреев. Он пожелал ветеранам и всем присутствовавшим здоровья, счастья, любви близких людей и многая лета. После выступления официальных лиц города состоялся парад военнослужащих Серпуховского военного института ракетных войск и праздничный концерт.
9 мая настоятелем Спасской церкви г. Серпухова протоиереем Павлом Колосовым была отслужена лития на участке воинских захоронений Занарского кладбища.
8 мая подобное мероприятие проходило у вечного огня в микрорайоне Ногина. После заупокойного богослужения духовенство возложило цветы к мемориалу павшим воинам.
7 мая у мемориала защитникам Москвы у деревни Станки Серпуховского района прошел митинг, посвященный памяти павших в годы Великой Отечественной войны. Духовенство отслужило заупокойную литию о вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, и всех, страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
6 мая казаки Серпуховской станицы Московского Областного Отдельского Казачьего Общества приняли причастие и получили благословение на владение оружием от своего станичного священника протоиерея Владимира Андреева, благочинного церквей Серпуховского округа, а также освятили оружие в соборе Николы Белого г. Серпухова.
П
еред началом службы, на солее были выложены казацкие шашки. Благочинный протоиерей Владимир Андреев прочитал молитву, в которой испрашивал небесное благословение на «оружия сия» и на воинов, призванных носить их к защите Святой Церкви и народа Божия. Затем оружия были окроплены святой водой. При вручении освященного оружия, благочинный благословлял казаков со словами: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и побеждай враги твоя, уповая на Господа». В ответ казаки произносили: «Служу Отечеству и Православной вере!». Отныне каждый из них стал воином Христовым, заступив на охрану нашего региона.
По старинному обычаю, перед освящением шашки три дня пролежали в алтаре. Точно также, в стародавние времена казаки готовились к походу. Три дня постились, после чего исповедовались, причащались, получали оружие и уходили на защиту Родины. Символично, что обряд освящения состоялся в день рождения последней Российской императрицы, святой новомученицы Александры Федоровны Романовой, которая при жизни всегда опекала казаков.
2
8 апреля отмечалось 360-летие пожарной охраны России. В честь этого события духовенством было освящено здание пожарной охраны и спецтехника. «Какая бы ни была техника, самым главным звеном в деле тушения пожаров все равно остается человек, — сказал священник Олег Журба, передавший благословение благочинного Серпуховского округа протоиерея Владимира Андреева всем огнеборцам. Со словами «без Божьего благословения не обойтись» он вручил образ Спасителя начальнику 29 Отдела федеральной пожарной службы по Московской области Рамазану Ахмет-Фаритовичу Карандышову.
21 и 23 апреля, на Светлой седмице, в рамках преподавания предмета «Духовное краеведение Подмосковья», около 100 школьников из Дашковской средней школы (директор Т. А. Фетисова) побывали на экскурсии в Соборе Николы Белого и никогда не закрывавшейся Ильинской церкви. Ребята поднялись на сорокаметровую колокольню Собора и по пасхальной традиции звонили в колокола.
^ Листок календаря
18 мая — великомученицы Ирины, иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
19 мая — праведного Иова Многострадального.
21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
24 мая — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Равноапостольных Мефодия и Кирилла.
28 мая — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
31 мая — Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора.
^ Христос пришел ко всем
17 мая — Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.
Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос. Ради всех Он жил, умирал, для каждого пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики ещё делили людей на своих и чужих, Христос всех объемлет одной любовью.
Мы призваны, будучи Христовыми, так же относиться ко всем, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть. Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к «врагам» Божиим идти с благовестием о спасении и новой жизни, которая в Боге дается.
Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей — мало… И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь, разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Миллионы вокруг нас жаждут слова истины, а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.
Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до её души — она все бросила, забыла, зачем пришла к колодцу. Она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом встречи с Тем, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила, было таково, что люди поверили её слову и пошли ко Христу.
Кто, слыша наше слово, готов бросить напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно — её свидетельство было подобно пламени. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас.
Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? Потому что мы тусклы! Потому что мы боимся провозглашать всем голосом и всей жизнью Божие благовестие.
Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем. Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы — апостолы Христовы, мы — свидетели Его, и по нам будут судить Христа… Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос.
^ Митрополит Антоний Сурожский
«Служу Отечеству и Православной вере!»
6
мая казаки Серпуховской станицы Московского Областного Отдельского Казачьего Общества приняли причастие и получили благословение на владение оружием от своего станичного священника протоиерея Владимира Андреева, благочинного церквей Серпуховского округа, а также освятили оружие в соборе Николы Белого г. Серпухова.
Перед началом службы, на солее главного Никольского алтаря были выложены казацкие шашки. Благочинный протоиерей Владимир Андреев прочитал молитву, в которой испрашивал небесное благословение на «оружия сия» и на воинов, призванных носить их к защите Святой Церкви и народа Божия. Затем оружия были окроплены святой водой. При вручении освященного оружия, благочинный благословлял казаков со словами: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и побеждай враги твоя, уповая на Господа». В ответ казаки произносили: «Служу Отечеству и Православной вере!». Отныне каждый из них стал воином Христовым, заступив на охрану нашего региона.
По старинному обычаю, перед освящением шашки три дня пролежали в алтаре. Точно также, в стародавние времена казаки готовились к походу. Три дня постились, после чего исповедовались, причащались, получали оружие и уходили на защиту Родины. Символично, что обряд освящения состоялся в день рождения последней Российской императрицы, святой новомученицы Александры Федоровны Романовой, которая при жизни всегда опекала казаков.
К
азачье Общество объединяет в своих рядах наиболее активных представителей порядка 20 тысяч потомков казаков всех исторических казачьих войск России, проживающих на территории Московской области. Общество входит в состав Центрального казачьего войска, насчитывающего в своих рядах почти 60 000 казаков Центрального федерального округа Российской Федерации.
Единая казачья структура Московской области была создана в декабре 1998 года на объединительном круге потомственных казаков Московской области, состоявших в то время в различных казачьих общественных организациях.
Общество при всемерной поддержке Губернатора и Правительства Московской области сосредоточивает свои основные усилия на возрождении и становлении казачества как общности граждан России, развивающейся на основе добровольного несения службы в интересах государства.
Своими задачами Казачье Общество ставит организацию системы государственной и иной службы казаков, создание условий, обеспечивающих её несение на основе традиционных форм хозяйствования и самоуправления, восстановление и развитие духовно-культурных основ казачества, патриотического воспитания, подготовки молодежи к военной службе.
Казаки Московского Областного Отдельского Казачьего Общества исповедуют Православную веру, свято хранят многовековые традиции казачьего братства, честь и достоинство казака, уважительное отношение к старикам и старшим по возрасту, заботу о подрастающем поколении.
^ Пасху радостно встречаем!
П
асхальный концерт в конце учебного года является для учащихся воскресных школ своеобразным экзаменом и подведением итогов. Все, чем занимались дети в течение года, чему научились — представляется вниманию зрителя. Но для самих участников это встреча друзей, удовольствие от выступления и, конечно, пасхальные подарки.
Девять лет в Серпуховском благочинии существует традиция Пасхального концерта. В этом году он проходил в гостеприимном Дворце Культуры «Россия» (директор Ю. П. Бордачев). Более 150 участников в возрасте от 3 до 15 лет рассказывали зрителям о воскресшем Христе, о пасхальной радости, о мире Божиих чудес.
Концерт начался пением тропаря Пасхи на трех языках: греческом, латинском и славянском, который исполнил церковный хор Спасского храма. Греческий — язык великой Византии, откуда пришла к нам православная вера, латинский — это язык древней Римской церкви до разделения, славянский — язык Поместных православных Церквей — сестер. Тропарь прозвучал торжественно и радостно, призывая всех ликовать душой от непреложного факта — Христос воскрес из мертвых!
С
уществует мнение, что воскресение Христа никто из людей не видел. Но исторические свидетельства об этом ключевом моменте человеческого бытия все-таки существуют, и их немало — более 230! После некоторых важнейших открытий это признал к концу своей жизни даже Фридрих Энгельс: «Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории — о возвращении к жизни Того, Кто был лишен её на Голгофе».
Для учеников воскресных школ этот факт не подвергается сомнению, поэтому все их выступления проникнуты искренней верой, которая воистину есть дар Божий, данный детям в избытке. Но не только дети были участниками концерта, уже третий раз за этот год перед зрителями выступила взрослая группа воскресной школы Спасского храма.
Исполненный духовный стих «Господи помилуй» напомнил всем присутствовавшим о том, что весь Великий Пост мы просили у Бога помощи в несении своего креста. С молитвой об исправлении несовершенной человеческой натуры, склонной больше ко греху, нежели к добродетели, верующие шли по дороге длиной в сорок семь дней к ликующему празднику Пасхи.
П
асхальной радостью через песнопения поделились учащиеся воскресной школы Никольского собора, Всехсвятской церкви, фольклорный ансамбль «Забавушка», молодежный хор Михаилоархангельского храма г. Пущина. Репертуар, подобранный для пасхального концерта, поддержал тему прихода весны вместе с воскресшим Христом, как говорит об этом Цветная Триодь1: «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует».
Об отношениях внутри семьи рассказала Пасхальная сказка «Забудь себя», которую представили ученики школы «Спасский цветник». Больную маму забрала от непослушных детей Печаль-тоска, спасти её от вечного плена возможно, лишь попросив прощения ранним пасхальным утром. Дети, забыв про свои обиды и капризы, спасают маму и вместе встречают Христово Воскресение.
В
оспитанники православного краеведческого клуба «Трилистник» при Богоявленском храме появились перед зрителями в костюмах и украшениях Древней Руси и исполнили тропарь Пасхи, записанный в деревне Мансурово Брянской области и Пасхальный кант.
На Пасху русский народ умеет радоваться «веселыми ногами». Это доказали всем присутствовавшим ученики 3 класса православной гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского, подарившие задорный танец «Донской казачок» (хореограф Ирина Попова).
Величайшее чудо — схождение на Гроб Господень благодатного огня в Великую Субботу. Это событие описывали паломники и сто пятьдесят лет назад, его же показывают по телевизору для всех желающих и в XXI веке. О том, как это происходит, рассказали ученики воскресной школы храма святителя Николая села Лукьяново в своей литературно — музыкальной композиции «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Воскресная школа «Пчелка» Флоролаврского храма с. Игумново познакомила зрителей с красивыми преданиями о том, как появились колокола, какими они были раньше. Одно из преданий повествует о епископе Павлине Милостивом. Возвращаясь после богослужения, он прилег на траву отдохнуть и во сне увидел ангелов, звонивших в колокола. Проснувшись, епископ заметил над собой полевые цветы — колокольчики, очень похожие на те колокола, в которые звонили ангелы.
Епископ Павлин Ноланский повелел литейщику отлить колокола по образу полевых колокольчиков. Провинция Западной Римской Империи, в которой жил святой, называлась Кампания. И колокола стали называть кампаны. Павлин Милостивый был причислен к лику святых, и остался в истории как ревностный храмоздатель и христианский поэт.
В
от сколько интересного узнали, увидели и услышали зрители Пасхального концерта. В фойе Дворца так же прошла выставка пасхальных поделок, которую можно было не только посмотреть, но и потрогать руками, что с удовольствием делали самые маленькие зрители. Участники концерта получили в подарок по большому шоколадному яйцу с сюрпризом и грамоты благочиния за участие в выставке. Праздник получился для всех!
1* Цветная Триодь охватывает период от первого дня Пасхи до недели Всех Святых, т.е. 50 дней, отсюда и её греческое название «Пентикостарион» (Пятидесятница). Название же Триоди «Цветная» объясняется тем, что начало употребления её совпадает с началом весны — временем цветов, которые могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.